На главную Обратная связь Карта сайта

Статьи по теплоизоляции

Строительное нормирование: положительные тенденции
Пресс-служба «Данфосс» Процессы, происходящие в крайние годы в русской строительной отрасли, затрагивают самые ее базы. Реформа системы нормирования и стандартизации вызывает горячие дискуссии посреди профессионалов, в том числе и во всех без исключения смежных областях. Реальным камнем преткновения стали принятый не так издавна Федеральный закон «О техническом регулировании», трудности, связанные с его реализацией, и пути их решения.
СНиП, ГОСТ и остальные: маленький экскурс в историю
Обширно известна пословица: «Все познается в сопоставлении». О плюсах либо недочетах имеющейся системы можно говорить лишь в сопоставлении с предшествующей. До того как перейти к рассмотрению современной ситуации, следует обратиться к истории.
До 1955 года в СССР не было единой системы нормативных документов в области строительства. Строй нормы и правила (СНиП) - свод положений, регламентирующих проектирование и стройку во всех отраслях народного хозяйства — были утверждены Госстроем и вступили в действие с 1 января 1955. А в 1973 году принята новенькая структура СНиП. Введение единой системы было обосновано необходимостью увеличения свойства капитального строительства, понижения его себестоимости и унификации технической политики.
Структура СНиП дорабатывалась на базе результатов исследований, опыта эксплуатации спостроек, также по мере возникновения новейших материалов.
Определение свода строй норм дает СНиП 10-01-94, введенный в действие с 1 января 1995 года (пункт 5.2): «Строй нормы и правила Русской Федерации устанавливают неотклонимые требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми нужно управляться в процессе сотворения строительной продукции».
Но строй нормы и правила — не единственный регламентирующий документ. Как надо из такого же СНиП 10-01-94, в систему строй нормативных документов входят к тому же Муниципальные стандарты Русской Федерации в области строительства (ГОСТ Р), Своды правил по проектированию и строительству (СП), руководящие документы Системы (РДС), нормативные документы субъектов Русской Федерации — территориальные строй нормы (ТСН) и стандарты компаний и объединений строительного комплекса (СТП и 100). На продукцию, поставляемую (сдаваемую) заказчику, разрабатываются Технические условия (ТУ). Положения неких из этих документов являются неотклонимыми для выполнения, остальные носят рекомендательный нрав.
Система эта сложна по собственной структуре. Посреди ее недочетов можно отметить отсутствие тривиальных внутренних связей и точной иерархии документов, разрабатываемых разными ведомствами независимо друг от друга. Тем более, система отлично действовала в период «королевства» одного госзаказа. В индивидуальности это относится к СНиПам, исправно работавшим в протяжении практически 50 лет. Вот что говорит о их значимости для отрасли президент Всероссийской ассоциации металлостроителей (Для вас) Юрий Николаевич Елисеев: «СНиП – это строй нормы и правила, которые при наличии 1-го заказчика в стране, другими словами страны, были должны делать все хозяйствующие субъекты. Безукоризненно».
Следует отметить, что русская (русская) система стандартизации в целом была признана на международном уровне. Интернациональный альянс строителей при Организации Объединенных Наций в 1992 году признал сложившуюся советскую систему технического регулирования в строительстве одной из самых прогрессивных.
И все таки конфигурации в структуре нормирования были необходимы. Причина этого — в необходимости ограничения ведомственного нормотворчества и подготовке к дальнейшему вступлению Рф в ВТО.
Закон «О техническом регулировании» В декабре 2002 года был принят Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот документ описывает новейшую систему стандартизации и сертификации. На ее разработку и внедрение отведен период с 2003 по 2010 год. Вводится в действие и новенькая система стандартов.
Верхняя ступень иерархии – Технический регламент, принимаемый в законодательном порядке или утверждаемый указом Президента РФ. Регламент устанавливает неотклонимые требования к объектам и продукции, в том числе к зданиям. Дальше следуют национальные стандарты, своды правил и стандарты организаций. Положения этих документов носят рекомендательный нрав.
И вот здесь в системе находится брешь. С одной стороны, СНиПы и ГОСТы практически попадают в разряд рекомендательных документов. С иной, неотклонимые регламенты не содержат нужных расчетных данных и точных эксплуатационных требований, которые необходимы проектировщикам и профессионалам. Отыскать их спецы могут лишь в СНиПах и ГОСТах. Круг замкнулся. Положение ухудшает то событие, что на момент собственного принятия закон «О техническом регулировании» противоречил положениям 112 остальных русских законов.
А именно, он вступал в прямое противоречие со статьей 71 Конституции РФ, практически выводя стандарты из федерального ведения и превращая их в документы добровольного внедрения. В том числе и охраняющие сохранность жизни и здоровья людей. Требования к качеству продукции были изменены требованиями к ее сохранности, что совершенно не одно и то же.
Ухудшает ситуацию и чисто психический нюанс. В русский период соответствие хоть какой продукции эталонам было гарантировано законом, их несоблюдение числилось преступлением. Система добровольной стандартизации подрывает доверие потребителей и к самой продукции, и к органам сертификации. О этом говорится в открытом письме депутатов Гос Думы Решульского С.Н., Иванова В.Б., Виноградова Б.А., Собко С.В., также директора Института экономики РАН, члена-корреспондента РАН Гринберга Р.С. и академика РАН Демирчяна К.С., размещенном в газете «Промышленные ведомости», № 9/2006: «В этих критериях резко понижается эффективность муниципального регулирования сохранности на потребительском рынке, в индустрии, строительстве, энергетике, на транспорте, что при нарастающем износе главных производственных фондов привело к повышению аварий и техногенных катастроф».
В сложившихся критериях затруднена работа надзорных органов, инспектирующих вводимые в строй объекты промышленного и жилого сектора. На семилетний срок оказались замороженными все нормативные документы – ГОСТы, СНиПы, нормы пожарной сохранности и т.д., всего наиболее 170 тыщ инструкций. С иной стороны, им не предложено адекватной подмены. За три года с момента принятия закона был утвержден только один технический регламент, разработанный в инициативном порядке.
Ситуацию наглядно иллюстрирует полемика профессионалов Госстройнадзора (ГСН) на прошедшем посреди мая 2008 года техническом семинаре «Современные энергосберегающие инженерно-технические решения для систем теплоснабжения и отопления спостроек», организованном компанией «Данфосс». Как отмечают участники семинара: «В строительстве процесс ввода технических регламентов идет чрезвычайно тяжело. Почти все нуждается в корректировке и доработке. На данный момент происходит обсуждение предложенных конфигураций, определенного результата пока нет». А вот замечания о применении нормативов: «СНиПы и ГОСТы пока что действуют, во всяком случае — до 2010 года. Сейчас им нет кандидатуры. Уже возникли какие-то национальные стандарты, но древняя система работает верно. Мы руководствуемся ее нормативами. Что будет далее — покажет время».
Участники семинара затронули и вопросец о согласовании СНиПов современным интернациональным эталонам: «Отечественные нормативы постоянно были прототипом для подражания, это относится и к русскому, и к постсоветскому периоду. В свое время введение новейших «Сводов правил» вызвало горячую дискуссию в научной среде: ученые предостерегали от разрушения системы нормативов. Пока тяжело огласить, что изменит введение новейшей системы. Вопросец быстрее в том, будут ли новейшие нормы обеспечивать подабающее качество».
Это точка зрения почти всех профессионалов. Вот что говорит президент Для вас Ю.Н. Елисеев: «Что касается СНиПов, то нужно провести кропотливый технический аудит этих документов, выбрать из их неотклонимые и актуальные требования по сохранности и перенести их в технические регламенты. Оставшаяся часть СНиПов быть может трансформирована в национальные стандарты, а устаревшие положения – выведены из обращения. Таковым образом, НОРМЫ – в технический регламент, ПРАВИЛА (как вариант выполнения норм, носящий добровольный нрав) – в государственный эталон! <…> Вот для вас и место СНиПов в нашей современной истории».
На пути диалога При ближнем рассмотрении становится разумеется, что пути преодоления противоречий все таки могут быть определены. Наметились пути урегулирования ситуации. Не остается в стороне и правительство: принят ряд поправок и дополнений к новенькому закону, а именно — Федеральный закон N 65-ФЗ «О внесении конфигураций в Федеральный закон «О техническом регулировании» от 01.05.2007, призванный содействовать ускорению реформы, привести российскую систему в соответствие с международно признанной моделью, конкретизировать положения закона. Признано целесообразным разделение технических регламентов на общие и особые. Общие регламенты устанавливают базисные требования, не зависящие от специфичности вида деятельности либо продукции. Особые – учитывают технологические индивидуальности производства. Они должны приниматься нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ.
Наметившаяся положительная тенденция дает повод для оптимизма. Тем более, значимая часть отпущенного реформе срока уже сзади, а подход к дилемме лишь начинает формироваться. Потому не стоит спешить разрушать систему, формировавшуюся десятилетиями. Тем паче что кандидатуры ей не существует.
Возникает вопросец: как на данный момент регламентируется внедрение новейших технологий и материалов, не предусмотренных СНиПами и ГОСТами? Ведь нельзя же заморозить развитие отрасли на неопределенное время. Спецы ГСН не считают это неувязкой: «Естественно, действующие нормативы предугадывают далековато не все. Но существует определенная практика: новенькая разработка проходит лабораторные тесты либо экспертизу, на базе которых федеральным органом исполнительной власти выдаются технические свидетельства. Эти свидетельства являются достаточным основанием для повсеместного  использования. Так что мы не должны стоять на месте, механизм существует - и нет препятствий для движения вперед».
Для скорого выхода из кризиса нужен диалог меж всеми заинтересованными  сторонами. Обмен мнениями дозволит повысить эффективность работы на проблемных направлениях. Ведущие спецы отрасли должны контактировать вместе, чтоб нужный опыт не оставался снутри регионов. Большие компании также готовы к сотрудничеству.
К примеру, компания «Данфосс» уже в течение пары лет проводит встречи и семинары в разных регионах для представителей компаний-застройщиков и компаний коммунального хозяйства. Как показала практика, спецы готовы к продуктивному обмену мнениями. Ах так отозвался о майском семинаре 2008 года Александр Иванович Абаимов, начальник территориального отдела Управления Муниципального строительного надзора Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области: «Было чрезвычайно любопытно. Мы получили возможность поменяться мнениями, побеседовать о планах и перспективах, о забугорном опыте. Складывается совсем другое видение. Мы даже не ждали таковых масштабов. Узнали много новейшего, расширили кругозор. Необходимо завлекать к роли в семинарах больше людей, тогда будет еще увлекательнее, будет больше различных мнений».  Основная задачка — преодолеть инерцию, сделать небольшой шаг навстречу друг дружке. Тогда и мы сможем встретить 2010 год во всеоружии.
Естественно, сложная ситуация в техническом нормировании еще далека от собственного разрешения. Но капитальное стройку находится на данный момент на подъеме. Энергия развития отрасли способна отдать толчок законодательной реформе. Нужно сделать все вероятное для объединения действий «верхнего» и «нижнего» уровня. Лишь в данном случае возможен достойный выход из кризисной ситуации.
Наши филиалы: Самара / Омск / Казань / Челябинск / Ростов-на-Дону / Уфа / Москва /